« Назад
Страсти по неплательщикам 15.08.2012 15:11
На сегодняшний день основной проблемой некоторых многоквартирных жилых домов нашего города является неоплата жильцами потбеленных жилищно-коммунальных услуг.
Зачастую подобные проблемы решаются нашей компанией с неплательшиками через суд. А редкий присутствующий на судебных заседаниях неплательщик приводит доводы о якобы неправильно начисленных платежах, о нелегитимности органа управления домом, о хищениях и наживе на карманах простых граждан. Решение суда редко отличается кардинально: возбудить исполнительное производство по взысканию с неплательщика суммы долга и судебных издержек. И не дай бог не начать погашать долг до первого визита к судебному приставу, образовавшийся узел проблем начинает затягиваться все туже: пошла информация в Комитет кредитных историй, в Департамент консульской службы МИД РФ, и, наконец, самое неприятное - судебный пристав стучится в дверь должника в присутствии понятых, участкового, председателя домового комитета, а возможно, еще и в скором случае пресса за погоней в материале будет присутствовать на подобных рейдах. Начинается процесс описи и ареста имущества, выставляются новые счета за перевозку, хранение, штрафы за препятствование в работе судебных приставов, а в зачет долга идут копейки от весьма невысокой оценочной стоимости близких сердцу родных и привычных вещей, с которыми принудительно приходится расставаться. Исходя из всех доводов приводимых неплательщиками, всех неплательщиков по причинам задолженности можно разбить на четыре группы: Идейные неплательщики (непримиримые) - игнорирующие требования органа управления домом - управляющей компании по оплате ЖКУ по соображениям их незаконности, несогласные с порядком начисления платежей по причине конкретных претензий к деятельности управляющей компании, особенно по непрозрачности отчетов о расходах направляемых на ЖКУ средств, имеющие свой взгляд на порядок и размеры начислений, претендующие на смену управления в доме или управляющей компании. Должники юридические лица (арендаторы, владельцы нежилых помещений) - наиболее крупные неплательщики, задерживающие оплату ЖКУ по причине несогласия с порядком и величиной начислений, из-за недополучения (отсутствия) заявленных к оплате услуг, по причине недостатка средств из-за преодоления периода заселения (запуска в эксплуатацию) своих объектов в доме, или попросту игнорирующие требования управляющей компании, типа Жилищный кодекс нас не касается. Рядовые неплательщики - неспособные заплатить вовремя по причине продолжительного отсутствия либо из-за временных финансовых трудностей, транжиры, забывчивые или сочувствующие непримиримым неплательщикам по принципу «они не платят, а мы чем хуже». Маргиналы - люди живущие одним днем, при этом редко пребывающие в трезвом состоянии, никогда не оплачивавшие ЖКУ и не имеющее какого-либо имущества, подходящего под арест за возмещение долгов. В основном - наниматели муниципального жилья, хотя и имеются такие же в ряду собственников жилья. Работу по организации сбора платежей и воздействию на неплательщиков в органах управления многоквартирным домом необходимо строить целенаправленно и планово, как работу по организации капитального ремонта, вести ее постоянно, не позволяя расползаться этой болезни по всему дому и принимать массовые формы. Рассмотрим весь арсенал мероприятий, обкатанных на нашей практике, которые сегодня Российское законодательство позволяет применять в отношении неплательщиков в жилых домах: 1. Начисление пени. Пени начисляются на сумму задолженности в размере 1 / 300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока по день фактической выплаты включительно. Мера слабо действующая, но вкупе с другими создает у должника ощущение всестороннего воздействия. Применима ко всем группам неплательщиков. А так же нами практикуется такая мера как проведение массовых акций по погашению долгов в досудебном порядке и снятия размера начисленных ПЕНИ. 2. Размещение информации о неплательщиках на информационных досках и в СМИ. Нанесение имиджевых потерь. Информационная доска, установленная на наиболее проходимом и удобном для просмотра месте, привлекает внимание жителей не хуже общедомового сайта в Интернете. Для большинства нормальных жителей нанесение урона его имиджу страшнее погашения долга, особенно людей уважаемых профессий и интеллигентных. Но нами встречались и особые случаи, когда уважаемым людям и эта мера не почем и даже кардинальнее того - при ограничении таких людей в услугах (частичное отключение от канализационных стояков) - вышеуказанные личности действовали не поддеваемым рассудку путем избавления от фекалий через кухонное окно, не боясь получить административного штрафа за свои действия. При использовании данной меры важно не перегнуть палку, так как можно нарушить право на защиту личных сведений. Например, в списке неплательщиков достаточно указать номер квартиры и сумму задолженности. Это касается и опубликования решений судов о взыскании долга. Жильцы обычно знают соседей, а посторонним детали знать необязательно. Данное мероприятие применимо больше к третье группы рядовых неплательщиков, но иногда и к первой. 3. Заключение соглашения с должником о рассрочке погашения задолженности с внесением начального взноса. Применяется в случае достижения соглашения о погашении долга с собственником, временно переживающим финансовые трудности. Как некий компромисс применяется в основном к третьей, иногда ко второй группе неплательщиков. Причем необходимо отметить, что заключение такого договора является не обязанностью управляющей компании, а ее шагом на встречу неплательщику. 4. Систематическое информирование должников о необходимости оплаты и возможных санкциях за неуплату. Ежемесячно должникам направляются устные и письменные уведомления-напоминания об обязанности погашения задолженности по неуплате ЖКУ и возможных последствиях. Применяется ко всем без исключения группам должников. 5. Проведение индивидуальных встреч с неплательщиком с вручением памятки неплательщику. Выяснение истинных причин задержки платежей, совместный поиск путей погашения задолженности с разъяснением изложенных в Памятке санкций к неплательщику. При согласии правления многоквартирным домом нами проводятся совместные рейды по обходу должников в многоквартирных жилых домах и как следствие вышеуказанной работы, тоже зачастую отрезвляет головы должников. 6. Ограничение / прекращение подачи должнику отдельных видов коммунальных услуг. Осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 307 после соответствующих уведомлений должника. Весьма действенная мера при правильной организации. Хорошо отрезвляет головы непримиримых идейных неплательщиков, особенно если другие досудебные меры не действуют должников. Нами планово проводятся рейды по отключению должников от электроэнергии в г.Уссурийске, причем интересен тот факт, что некоторые люди могут прожить достаточное долгое время без света. В случае самовольного подключения составляется Акт о самовольном подключении и направляется в соответствующие органы, конечным итогом самовольного подключения может быть даже судебное решение с административным штрафом в 50 тысяч рублей. В некоторых случаях, в основном для демонстрации намерений, может применяться и к другим группам неплательщиков. 7. Возбуждение судебно-исполнительного производства: подготовка искового заявления и прием судом дела к рассмотрению, вручение копии иска должнику, оформление судебного решения, содействие судебным приставам по взысканию долга и судебных расходов. С начала судебного процесса предлагать ответчику заключить мировое соглашение погашением образовавшейся задолженности. Всячески давать понять ответчику в суде, что судится он не с органом управления домом (конкретным лицом или группой управленцев), а со своими соседями - основной массой законопослушных плательщиков его дома. В большинстве случаев, как правило суд принимает решение в пользу истцов. Эта мера наиболее применима к группе непримиримых неплательщиков, когда все остальные меры воздействия к ним оказались недейственными. 8. Достижение прозрачности экономики дома. Информирование собственников жилья о ходе работы с неплательщиками, наиболее типичных примерах погашения задолженности, отчетности об экономике дома, состояния расходования средств по текущему ремонту многоквартирного жилого дома. Здесь важно, чтобы каждый собственник дома мог ознакомиться с финансовой документацией по письменному обращению и с обязательной отметкой в учетно-регистрационной документации. Для этого в нашей управляющей компании ведется ряд документов по текущему состоянию лицевых счетов многоквартирных жилых домов. А так же вы можете ознакомиться с ними на сайте ... Как видим, мер воздействия на должников не так уж и мало, задача - умело ими распорядиться, а так же немалую роль в работе с должниками являются сами соседи - собственники жилых помещений которые принимают участие при работе с должниками. От нас часто поступают предложения к председателям домовых комитетов с принятием участия в работе с должниками на их многоквартирном жилом доме. Работа с неплательщиками тогда эффективна, когда она проводится планово, комплексно, целенаправленно и непрерывно и мы всегда к этому стремимся. Потребитель жилищно-коммунальных услуг должен постоянно ощущать свою ответственность за их оплату, а отношение к неплательщикам ЖКУ в средствах массовой информации необходимо поменять: никакие они не герои-страдальцы за идею, а простые воришки: такие же ловчилы, какие пытаются вынести товары из супермаркета, не оплатив их на кассе.
В данной публикации частично использован материал со следующего источника Электронный журнал "Коммунальщик", №3, 2009
|